Милый дом

Море полезных идей для квартиры и дома

Уильям Моррис и движение искусства и ремесла. Уильям Моррис

09.10.2023 в 21:40

Уильям Моррис и движение искусства и ремесла. Уильям Моррис

Уильям родился в 1834 году в обеспеченной семье, его отец был вексельным брокером, дедушка учителем музыки. Уильям Моррис старший работал в деловой части Лондона. В семье было десять детей, которые рано остались без отца, ибо он скончался в 1847 году.

Уильям начал свое обучение в 9 лет, его первым местом обучения стала Академия молодых джентльменов, спустя 5 лет он перешел учиться в Колледж Мальборо, в 19 поступил в Эксетерский колледж.

В новом колледже Уильям повстречал единомышленников, также очарованных средневековьем, и проявляющих интерес к трактарианцам. Этот клуб единомышленников скоро перерос в братство, которое называлось «Бирмингемский сет». В компании своего друга Берн-Джонсона Моррис отправляется во Францию в 1855 году. Спустя год он поступает на службу в архитектурное бюро Джорджа Эдмунда Стрита, который являлся ведущим представителем «Готического возрождения». В этом же году Моррис познакомился с Данте Россетти, вместе они работают над журналом прерафаэлитов, который назвался «Росток», в нем Моррис публиковал свои стихи и статьи.

Определение 1

Трактарианство – движение англиканской Высокой Церкви, которое позже трансформировалось в англо-католицизм, это движение ратовало за традиционные аспекты христианской веры.

Движение прерафаэлитов было основано в 1848 году, его название отсылает к художникам эпохи Возрождения, тем, кто был до Рафаэля:

  • Джованни Беллини;
  • Перуджино;
  • Фра Анжелико.

Прерафаэлиты вели борьбу с академическими традициями и слепым подражанием классическим образцам. Первое братство прерафаэлитов состояло из семи человек, в него входили Данте Россетти, его брат Майкл Россетти, Деймс Коллинсон, Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Томас Вуленр. Журнал «Росток» был способом популяризации идей братства, в своих статьях прерафаэлиты писали о том, что английскому искусству нужны нововведения, и сегодня оно в тупике. Они отказывались от академических принципов, не желали изображать людей и природу отвлеченно красивыми. Фактически прерафаэлиты противостояли единственному авторитетному в Англии институту - Королевской академии художеств.

В 1861 году Моррис основал фирму, которая занималась изготовлением мебели, витражей и металлический изделий.

Ульма Морриса еще со студенческой скамьи интересовали идеи социального преобразования общества, а к активной политической жизни он присоединился в 1870-е годы. К социализму Моррис пришел через эстетику и искусства, стремясь воплотить свои идеалы.

Уильям Моррис творчество. «В доме старинном думай в невинном глубоком сне о лете, весне…» Искусство и ремесло Уильяма Морриса

 

William Morris (1834 – 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

 

Джордж Фредерик Уоттс “Поэт Уильям Моррис”

 

Много лет своей жизни Моррис отдал на возрождение традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства, и сам освоил множество ремесел. Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней.

 

 

 

Известно, что при вступлении в социал-демократическую федерацию Англии, в графе «профессия» Уильям Моррис написал «дизайнер» — впервые в данном контексте. Он также стал основателем британского Общества защиты древних зданий (SPAB). В 1890 году Моррис открыл типографию «Келмскотт-Пресс», в которой издавал малотиражные книги с дизайнерскими переплетами и страницами, украшенными виньетками и рисунками по подобию старинных манускриптов.

 

Страница сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год

 

Страница из “Рубаи” Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе. В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов.

 

 

Интерьеры комнаты Морриса в музее Виктории и Альберта, Лондон

 

Уильяма Морриса вдохновляли ремесленные традиции средневековых мастеров, ведь каждая вещь, сделанная руками, уникальна и неповторима, в отличие от фабричных изделий. Поэтому он основал “Движение искусств и ремёсел” – группу художников-единомышленников, убеждённых, что эстетически продуманная среда обитания может способствовать совершенствованию человека. Первым проектом группы стал «Красный дом» - особняк Морриса, спроектированный им в соответствии с собственными нормами вкуса. 

 

 

«Красный дом» в Бекслихит, Англия (1859-1860 гг.), архитектор Филипп Уэбб.

Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.

 

 

 

По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома. В украшении интерьеров принимали участие сам У. Моррис, его супруга, а также ведущие мастера «Братства прерафаэлитов»: Д.Г. Росетти, Э. Бёрн-Джонс, Э. Сиддал.

Уильям Моррис древо жизни. Гобелен древо жизни Уильям Моррис

Одно из самых популярных винтажных панно — гобелен «Древо жизни». Уильям Моррис, как и многие художники и дизайнеры, не обошел стороной этот емкий образ. Есть несколько версий того, что именно он символизирует. Так, в Библии это дерево, произрастающее в раю и плодоносящее яблоками бессмертия. Его также называют мировым, священным. У многих народов подобный образ означает связь миров, поколений — прошлого, живого настоящего и ожидаемого будущего. Эта версия является довольно распространенной и принята большинством.

У английского дизайнера Морриса дерево изображено растущим в саду, корневая система скрыта. Автор не стал углубляться в философию мифического образа и переносить на эскиз к тканям древо жизни с его подземной частью, означающей базис и опыт предков. Вместо этого он сделал мощный акцент на настоящем: крепкий прямой ствол с богатой ветвистой кроной, ветки с огромным количеством листвы и цветов. А среди всего этого буйства зелени и красок — птицы, означающие веселье и легкость.

Как видите, гобелен с Древом жизни от Уильяма Морриса — это символ силы, активности, изобилия и энергии. Поэтому его стремятся приобрести не только поклонники винтажного стиля, но и любители всякого рода талисманов. Панно с таким изображением можно считать мощным оберегом, дающим здоровье роду и продлевающим жизнь домочадцев.

Работы этого дизайнера всегда изобилуют деталями и отличаются густым расположением узоров. Гобелен с деревом не является исключением. Центральное изображение окружено несметным количеством различных цветов, переплетающихся изящных побегов и красивых листьев. Они составляют нарядный орнамент, заключенный в рамку.

На нашем сайте винтажных тканей вы можете приобрести гобелен «Древо жизни» с синим, бежевым или черным фоном. Размерный ряд также дает варианты выбора: 70 х 130, 100 х 145 и 145 х 210 см. Изделие имеет подкладку и карман для шпалеры, поэтому его легко можно будет повесить на стену для украшения помещения. Панно добавляет изысканности в интерьер и может стать прекрасным подарком.

Уильям Моррис орнамент. Дело жизни и вдохновение мастера

Интерес к искусству и творчеству проявился у Морриса еще в юности. Во время обучения в Эксетерском колледже при Оксфордском университете он увлекся культурой средневековья и познакомился с талантливыми молодыми людьми, многие из которых позже были участниками так называемого «Братства прерафаэлитов». Участники братства видели своей целью возрождение английской живописи – возвращение к традициям раннего итальянского искусства (до академизма, основателем которого считали Рафаэля).

Идея возвращения к истокам, поиска истинной духовности проявилась не только в поэзии и живописи того времени, но и в других сферах деятельности. Уильям Моррис постарался показать широкой аудитории ценность ручного труда по сравнению с промышленным производством.

Уильям Моррис и движение искусства и ремесла. Уильям Моррис

Основанное поэтом и живописцем движение «Искусства и ремесла» стало реакцией на промышленную революцию и получивший широкое распространение культ потребления. В противовес ему сторонники движения старались уйти от массовой культуры и создавали сообщества, каждое с уникальным стилем, специализацией и лидерами.

Они отдавали предпочтение:

  • ● простоте;
  • ● ручному труду;
  • ● естественности;
  • ● лаконичным формам;
  • ● природным текстурам;
  • ● растительным и анималистическим орнаментам.

Результатом попытки Уильяма Морриса и его друзей возродить народные ремесла стало создание компании по производству предметов декоративно-прикладного искусства – «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co», миссией которой стало распространение искусства среди разных слоев населения, наполнение повседневной жизни творчеством и красотой.

Уильям Моррис и движение искусства и ремесла. Уильям Моррис 01

Главными источниками вдохновения для Уильяма Морриса были дом и сад, спроектированные совместно с другом поэта и живописца – Филиппом Уэббом. Именно переезд и желание создать вокруг себя пространство, наполненное природной красотой, стали основой для нового творческого этапа деятельности Уильяма Морриса.

Его идеи позже нашли воплощение в промышленном дизайне, а его самого можно считать первым в истории дизайнером. Движение «Искусства и ремесла» стало своего рода мостом от уходящих в прошлое идеалов викторианской эпохи к искусству модерна.

Источник: https://milyj-dom.ru-land.com/stati/uilyam-morris-dvizhenie-iskusstv-i-remesel-biografiya-uilyam-morris-i-dvizhenie-iskusstv-i

Уильям Моррис и прерафаэлиты.

Прерафаэлиты
Уильям Моррис и движение искусства и ремесла. Уильям Моррис 02
Дата основания / создания / возникновения 1848
Основатель Уильям Холман Хант , Джон Эверетт Милле и Данте Габриэль Россетти
Испытал влияние от Джон Рёскин
Эра Викторианская эпоха
  Медиафайлы на Викискладе

Уильям Моррис и движение искусства и ремесла. Уильям Моррис 03

« Офелия », Д. Э. Милле , одна из самых известных картин прерафаэлитов.
1852 год, галерея Тейт, Лондон

Прерафаэли́ты (  Pre-Raphaelites ) — направление виво второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей,и слепого подражания классическим образцам.

Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего, то есть художниками «до» и:,,. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец, живописцы,,,,,,,.

Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов», состоявшего первоначально из семи «братьев»:,,, его младшего брата,,и.

Уильям Моррис и движение искусства и ремесла. Уильям Моррис 04

«Юность Девы Марии», Д. Г. Россетти
1848—1849 годы, галерея Тейт, Лондон

История Братства начинается в 1848 году, когда на выставкепознакомились студенты Академии —и Данте Габриэль Россетти, ранее видевший работы Ханта и восхищавшийся ими. Хант помогает Россетти закончить картину «Юность Девы Марии» (  Girlhood of Mary Virgin , 1848—49), которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с, юным гением, поступившим в Академию в возрасте 11 лет. Они не просто стали друзьями, но обнаружили, что разделяют взгляды друг друга на современное искусство: в частности, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучший способ ее возродить — вернуться к искренности и простоте раннегоискусства (то есть искусства до, которого прерафаэлиты считали основателем).

Так зарождается идея создания секретного общества, названного Братством прерафаэлитов — общества оппозиционного по отношению к официальным художественным течениям. В группу с самого начала были приглашены также(студент Академии и жених), скульптор и поэт, молодой девятнадцатилетний художник и впоследствии критики младший брат Россетти, который так же, как и старший брат поступил в художественную школу, но особенного призвания к искусству не проявлял и в конце концов стал известным художественными писателем.был близок немецким, поэтому хотя и разделял идеи Братства, но отказался присоединиться к группе.

На картине«Юность Девы Марии» впервые появляются три условные буквы P. R. B. (  Pre-Raphaelite Brotherhood ). Эти же буквы присутствуют на картинах «» Милле и «Риенци» (  Rienzi )Ханта. Члены Братства создали свой собственный журнал, под названием, хотя он просуществовал лишь с января по апрель 1850 года. Его редактором стал(брат Данте Габриэля Россетти).

искусства определялось главным образом деятельностью. Как любое другое официальное учреждение, она весьма ревниво и осторожно относилась к нововведениям, сохраняя традиции. Хант, Милле и Россетти заявили в журнале, что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых», исторических и религиозных произведений.

Категории: Глубокий сон