Милый дом

Море полезных идей для квартиры и дома

Уильям Моррис движение искусств и ремесел биография. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»

08.10.2023 в 14:33

Уильям Моррис движение искусств и ремесел биография. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»

Движение искусств и ремёсел— английское художественное движение викторианской эпохи (конец XIX века), участники которого занимались ручной выработкой предметов декоративно-прикладного искусства, стремясь к сближению искусства и ремесла. Движение, во главе которого стоял поэт, художник и мыслитель Уильям Моррис, строилось на программе прерафаэлитизма с его идеализацией самобытного творчества ремесленников средневековья, которое противопоставлялось бездушному, обезличенному машинному производству времён капитализма. Движение искусств и ремесёл послужило одной из отправных точек для формирования стиля «модерн» и современного дизайна. Русским соответствием движения принято считать художественные содружества в Абрамцево и Талашкино.

Движение искусств и ремесёл стало реакцией на промышленную революцию, когда обиходную жизнь европейцев наводнили сработанные по одному трафарету, обезличенные предметы — «ширпотреб». Моррис и другие прерафаэлиты, идеализируя средневековье, разделяли веру мыслителя Джона Рёскина в превосходство товаров ручного изготовления перед изделиями фабричного производства. По их убеждению, массовое производство приводит к деградации как создателя, так и потребителя товаров. Сторонники движения «Искусств и ремесел» в продолжение средневековых ремесленных традиций образовывали гильдии и общества, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами. Там они обсуждали свои идеи и делились опытом. Сам Моррис разделял идеалы социализма, веря в то, что искусство и дизайн могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей. Предпочтение поначалу отдавалось внешней простоте, лаконичности формы, растительным и анималистическим узорам. Позднее в декоративно-прикладное искусство стали вноситься более абстрактные мотивы; нередко использовались персонажи мифологии.

Уильям Моррис интересные факты. «В доме старинном думай в невинном глубоком сне о лете, весне…» Искусство и ремесло Уильяма Морриса

 

William Morris (1834 – 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

 

Джордж Фредерик Уоттс “Поэт Уильям Моррис”

 

Много лет своей жизни Моррис отдал на возрождение традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства, и сам освоил множество ремесел. Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней.

 

 

 

Известно, что при вступлении в социал-демократическую федерацию Англии, в графе «профессия» Уильям Моррис написал «дизайнер» — впервые в данном контексте. Он также стал основателем британского Общества защиты древних зданий (SPAB). В 1890 году Моррис открыл типографию «Келмскотт-Пресс», в которой издавал малотиражные книги с дизайнерскими переплетами и страницами, украшенными виньетками и рисунками по подобию старинных манускриптов.

 

Страница сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год

 

Страница из “Рубаи” Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе. В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов.

 

 

Интерьеры комнаты Морриса в музее Виктории и Альберта, Лондон

 

Уильяма Морриса вдохновляли ремесленные традиции средневековых мастеров, ведь каждая вещь, сделанная руками, уникальна и неповторима, в отличие от фабричных изделий. Поэтому он основал “Движение искусств и ремёсел” – группу художников-единомышленников, убеждённых, что эстетически продуманная среда обитания может способствовать совершенствованию человека. Первым проектом группы стал «Красный дом» - особняк Морриса, спроектированный им в соответствии с собственными нормами вкуса. 

 

 

«Красный дом» в Бекслихит, Англия (1859-1860 гг.), архитектор Филипп Уэбб.

Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.

 

 

 

По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома. В украшении интерьеров принимали участие сам У. Моррис, его супруга, а также ведущие мастера «Братства прерафаэлитов»: Д.Г. Росетти, Э. Бёрн-Джонс, Э. Сиддал.

Уильям Моррис орнамент. Дело жизни и вдохновение мастера

Интерес к искусству и творчеству проявился у Морриса еще в юности. Во время обучения в Эксетерском колледже при Оксфордском университете он увлекся культурой средневековья и познакомился с талантливыми молодыми людьми, многие из которых позже были участниками так называемого «Братства прерафаэлитов». Участники братства видели своей целью возрождение английской живописи – возвращение к традициям раннего итальянского искусства (до академизма, основателем которого считали Рафаэля).

Идея возвращения к истокам, поиска истинной духовности проявилась не только в поэзии и живописи того времени, но и в других сферах деятельности. Уильям Моррис постарался показать широкой аудитории ценность ручного труда по сравнению с промышленным производством.

Уильям Моррис движение искусств и ремесел биография. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»

Основанное поэтом и живописцем движение «Искусства и ремесла» стало реакцией на промышленную революцию и получивший широкое распространение культ потребления. В противовес ему сторонники движения старались уйти от массовой культуры и создавали сообщества, каждое с уникальным стилем, специализацией и лидерами.

Они отдавали предпочтение:

  • ● простоте;
  • ● ручному труду;
  • ● естественности;
  • ● лаконичным формам;
  • ● природным текстурам;
  • ● растительным и анималистическим орнаментам.

Результатом попытки Уильяма Морриса и его друзей возродить народные ремесла стало создание компании по производству предметов декоративно-прикладного искусства – «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co», миссией которой стало распространение искусства среди разных слоев населения, наполнение повседневной жизни творчеством и красотой.

Уильям Моррис движение искусств и ремесел биография. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел» 01

Главными источниками вдохновения для Уильяма Морриса были дом и сад, спроектированные совместно с другом поэта и живописца – Филиппом Уэббом. Именно переезд и желание создать вокруг себя пространство, наполненное природной красотой, стали основой для нового творческого этапа деятельности Уильяма Морриса.

Его идеи позже нашли воплощение в промышленном дизайне, а его самого можно считать первым в истории дизайнером. Движение «Искусства и ремесла» стало своего рода мостом от уходящих в прошлое идеалов викторианской эпохи к искусству модерна.

Уильям Моррис - имя, связанное с орнаментом, который является символом его жизни и вдохновения. Его интерес к искусству и творчеству проявился еще в юности, когда он обучался в Эксетерском колледже при Оксфордском университете.

В это время он увлекся культурой средневековья и познакомился с талантливыми молодыми людьми, многие из которых позже стали участниками так называемого "Братства прерафаэлитов". Члены братства видели своей целью возрождение английской живописи - возвращение к традициям раннего итальянского искусства (до академизма, основателем которого считали Рафаэля).

Идея возвращения к истокам, поиска истинной духовности проявилась не только в поэзии и живописи того времени, но и в других сферах деятельности. Уильям Моррис постарался показать широкой аудитории ценность ручного труда по сравнению с промышленным производством.

Основанное поэтом и живописцем движение "Искусства и ремесла" стало реакцией на промышленную революцию и получившее широкое распространение культ потребления. В противовес ему сторонники движения старались уйти от массовой культуры и создавали сообщества, каждое с уникальным стилем, специализацией и лидерами.

Они отдавали предпочтение ручному труду, качественному производству и использованию традиционных материалов. Это движение стало своего рода мостом от уходящих в прошлое идеалов викторианской эпохи к искусству модерна.

Главными источниками вдохновения для Уильяма Морриса были дом и сад, спроектированные совместно с другом поэта и живописца - Филиппом Уэббом. Именно переезд и желание создать вокруг себя пространство, наполненное природной красотой, стали основой для нового творческого этапа деятельности Уильяма Морриса.

Его идеи позже нашли воплощение в промышленном дизайне, а его самого можно считать первым в истории дизайнером.

Таким образом, Уильям Моррис оставил глубокий след в истории искусства и дизайна, и его орнамент остается символом его жизни и вдохновения.

Уильям Моррис мебель.

Недавно в Москве открылась выставка, которая просто обязана оказаться интересной. Она называется "Прерафаэлиты: Викторианский авангард" и представляет нашему вниманию малоизвестное в России направление в английском искусстве XIX века. И хотя почти все произведения, которые сейчас можно увидеть в Пушкинском, знакомы мне по лондонской галерее Тейт, писать о выставке я не рискну. Не в моих правилах рассказывать о том, чего я не видела своим глазами (пока не видела, так как "Прерафаэлиты" будут гостить в Москве до конца сентября). А вот поговорить о художественном стиле в оформлении интерьеров, начало которому положили именно прерафаэлиты, нам ничто не помешает.

Возникновением стиля, о котором пойдет речь, мы обязаны Уильяму Моррису (1834-1896) – знаменитому английскому поэту, художнику, основателю Движения искусств и ремесел ( Arts & Crafts ) и мыслителю.

С философских и политических идей все и началось. Будучи убежденным социалистом утопического толка (ни в коем случае не марксистом, с Марксом Моррис был категорически не согласен по многим вопросам), он не принимал современное ему капиталистическое общество. Согласно Моррису, стремительно развивающееся фабричное производство, направленное на максимальное извлечение прибыли, обезличивало все – и товары, и производителей, и потребителей. Свой идеал поэт и художник видел в Средневековье, в гармоничном сочетании ручного физического и интеллектуального труда ремесленников на мануфактурах.

В 1861 году Уильям Моррис и его единомышленники основали фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко", которая специализировалась на ручном производстве предметов интерьера – тканей, обоев, гобеленов, мебели и керамики. В этой связи очень пригодилось увлечение прерафаэлитов (название говорит само за себя) культурой Средних веков. Мечтая о гармоничном идеале, для себя и своей жены Джейн Бёрден – знаменитой красавицы и модели прерафаэлитов - Моррис выстроил и оформил так называемый Красный дом, ставший воплощением единства искусства и обыденной жизни.

Основная идея Морриса и его сотрудников состояла в том, чтобы объединить изящество формы, простоту отделки и функциональность каждого предмета декоративно-прикладного искусства. Так, например, выглядела мебель – простая, без излишних украшений, но удивительно элегантная "под старину".

Самый известный предмет мебели, созданный в мастерских прерафаэлитов, - это так называемые "сассекские стулья", которые еще называли "мебелью добрых горожан". Стулья эти стоили очень дешево и пользовались широкой популярностью у семей с небольшим достатком, но желающих создать оригинальный интерьер. Кстати, вполне, на мой взгляд, применимо в современном дизайне.

Создатели оригинальной керамики, часов, изразцов и витражей явно вдохновлялись средневековым искусством. А изделия прерафаэлитов в свою очередь послужили прообразом будущих шедевров модерна и других дизайнерских стилей, возникших на рубеже XIX-XX веков.

Особо известны были ткани, вышивки и обои, создававшиеся по рисункам самого Морриса и лучших представителей течения прерафаэлитов. Обратите внимание – только ручная работа! Посмотрите, как хороши причудливые переплетения листьев, веток, цветов и плодов. А животные и птицы как будто сошли со страниц средневековых рукописей. Абстрактные мотивы тоже присутствовали в тканях этого стиля, но столь широкого распространения не нашли.

Ковры и шпалеры производства "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко" переносят нас в те далекие эпохи, когда все шедевры ткались вручную, и даже красители мастера XIX века использовали только натуральные, не доверяя бурно развивающейся химии. В этих изделиях Средневековье выступает во всей красе.