Милый дом

Море полезных идей для квартиры и дома

Движение искусств и ремесел. Новые стили в континентальной Европе

29.10.2019 в 08:59

Движение искусств и ремесел. Новые стили в континентальной Европе

Движение «Искусства и ремесла» и развивавшееся параллельно с ним в Америке ремесленное направление не попали в Европу и скандинавские страны в том виде, в каком они существовали на родине. Конец XIX в. характеризуется очень сложным многообразием стилей. Стиль Ар Нуво, возникший в Бельгии и Франции, ознаменовал собой новый подход к дизайну.

Германия: Мутезиус

В Германии, хотя и не прослеживается прямых параллелей с английским викторианским стилем, английское движение «Искусства и ремесла» способствовало реформе в области дизайна, вдохновителем которой был Герман Мутезиус (1861-1927), которая окончилась неудачей. Будучи архитектором, работавшим для прусского правительства, в 1896 г. он был направлен в Лондон для изучения британской архитектуры. Мутезиус является автором целого ряда журнальных статей и книг, посвященных английскому движению «Искусства и ремесла» и других перекликающихся с ним течений. После возвращения в Германию он опубликовал книгу «Английский дом» в трех томах (1904-1905), рассказывающую о творчестве Шоу, Бейли Скота, Войси и других ярких представителей британской архитектуры и дизайна. Являясь государственным чиновником, Мутезиус способствовал развитию немецкого дизайна и был одним из создателей «Веркбунда» (Немецкого художественно-промышленного союза, «Deutscher Werkbund»), возникшего в 1907 г. Целью союза было высокое качество строительства и дизайна. Веркбунд оказал значительное влияние на развитие новых стилей в Германии и стал связующим звеном между английской архитектурой и дизайном XIX в. и новыми европейскими стилями XX в.

Лидер эстетического движения. Тем. Эстетизм в Великобритании. Оскар Уайльд (2 часа).

В О П Р О С Ы

1. Идеологи эстетизма Дж.Рескин и У.Пейтер

2. Прерафаэлиты

3. Личность и жизнь Оскара Уайльда

4. Статьи Уайльда об искусстве и литературе

5. Особенности сюжета и расстановка героев в романе «Портрет Дориана Грея»

6. Мифологизм романа «Портрет Дориана Грея»

7. Тема искусства и красоты в романе «Портрет Дориана Грея»

8. Авторская позиция в романе «Портрет Дориана Грея»

К О М М Е Н Т А Р И И

Последние десятилетия 19 века в Великобритании принято называть кризисом викторианства . Королева Виктория была еще жива, но ее эпоха, которая характеризовалась экономической стабильностью и ростом международного авторитета Англии, уходила в прошлое. Идеология викторианства - это верность Богу, королеве и своей семье – крепкие моральные устои. Яркими критиками викторианства стали английские писатели-искусствоведы второй половины 19 века Джон Рескин и Уильям Пейтер. Для них викторианство было прежде всего буржуазной эпохой с ее философией практической выгоды и пользы, главным же критерием истины стал критерий к р а с о т ы (отсюда и название всего движения - эстетизм).

Джон Рескин (1819 – 1900) получил пуританское воспитание, учился, а затем и преподавал в Оксфорде (здесь слушал его лекции молодой Оскар Уайльд). Первые книги Рескина («Современные живописцы», «Камни Венеции», «Семь светильников архитектуры») посвящены живописи (он и сам рисовал акварели). Его интересуют проблемы «искусство и натура», «человек и общество», которые он рассматривает с позиции этических ценностей. Позже он пишет о пагубности машинной цивилизации и приобретает славу «социолога-проповедника». Рескин был резким критиком идеи «диктатуры пролетариата» и «классовой борьбы», но также выступал и против несправедливого распределения богатств, безудержной роскоши высших классов. Джон Рескин верил в силу знаний, образования, просвещения, необходимость совершенствования человека при помощи искусства. Свой идеал Рескин видел в средневековье: ручной труд и религия, по его мнению, были более благоприятными условиями для развития личности, чем капиталистический промышленный конвейер. Искусство возвышает человека, играет огромную роль в деле нравственного воспитания человека - считал Рескин. Переживание прекрасного, впечатлительность - вот основная функция искусства, по Рескину. Рескин был очень добрым и благородным человеком: свое немалое состояние он раздал бедным и умер нищим.

Уильям Моррис

Уильям Моррис (англ. William Morris; 24 марта 1834, Уолтемстоу — 3 октября 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.
Родился в обеспеченной семье. Учился в Мальборском и Экзетерском колледжах (последний в составе Оксфордского университета). Там познакомился и подружился с Бёрн-Джонсом. Молодых людей объединила любовь к средневековью и интерес к движению трактарианцев. В 1855 году Моррис и Бёрн-Джонс совершили путешествие по Франции. В январе 1856 года начал работу в бюро неоготического архитектора Джорджа Эдмунда Стрита. Летом 1856 года познакомился с Россетти , которого Моррис и Бёрн-Джонс считали «главной фигурой прерафаэлитского движения». Россетти дал согласие на работу в созданном Моррисом журнале Oxford and Cambridge Magazine, продолжавшем дело журнала прерафаэлитов «Росток». Моррис публиковал в нём свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Сам журнал просуществовал недолго (вышло двенадцать номеров), но сотрудничество с Россетти продолжалось. Увлечение Морриса легендами о короле Артуре вдохновило его на создание одного из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов — сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи», вышедший в 1858 году.
В 1859 году женился на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса.
В начале 1860-х годов Моррис был поглощён строительством и оформлением Красного дома (Red House) в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Вместе с тем он отходит от станковой живописи: последняя его картина датирована 1862 годом, а единственная законченная — «Прекрасная Изольда», написана с Джейн Бёрден в 1858 году. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен по проекту Филиппа Спикмена Уэбба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.
Опыт совместной работы прерафаэлитов получил продолжение. В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Постоянными её сотрудниками были Бёрн-Джонс, Ф. М. Браун , Филипп Уэбб, Россетти. Для работы в ней привлекались также А. Хьюз и С. Соломон . Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. В 1875 году в результате конфликта со своими сотрудниками Моррис остался руководить фирмой единолично. Тем не менее «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» сохраняла позиции ведущей мануфактуры Европы в области декоративно-прикладного искусства и просуществовала до 1940 года.
Вслед за Рёскиным Моррис отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального. Романтический критик современного общества, делавшего невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в средневековье. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную.