Милый дом

Море полезных идей для квартиры и дома

Движение искусств и ремесел в интерьерах. Гильдии ремесленников движения “Искусства и ремёсла”

12.10.2023 в 07:38

Движение искусств и ремесел в интерьерах. Гильдии ремесленников движения “Искусства и ремёсла”

Основателем движения “Искусства и ремёсла” являлся британский художник и поэт Уильям Моррис. Он одним из первых предложил единомышленникам объединиться в гильдию, где проходило обсуждение идей, а также передача опыта в производстве различных товаров – посуды, мебели, предметов домашнего интерьера. Каждая из таких гильдий имела собственный стиль и специализацию.

Сам Моррис был сторонником социализма, и был уверен, что ремесленные искусства помогут изменить жизнь к лучшему как ремесленников, так и простых покупателей. Но ирония заключалась в том, что товары, произведённые гильдиями, были в разы дороже промышленного “ширпотреба”, и основными их покупателями являлись такие ненавистные крупные промышленники. Простым смертным они были не по карману. Сейчас, при наличии удачи, достаточно зайти в клуб Вулкан 24 зеркало , и попытать счастья в надежде пополнить свой бюджет денежным выигрышем. А во времена викторианской эпохи таких способов заработать не существовало.

Самыми успешными в Великобритании гильдиями признавались пять лондонских гильдий и одна из Глазго. Каждая из них внесла свой вклад в развитие стиля “Искусств и ремёсел”. Интересным фактом является то, что основанное Моррисом предприятие “Моррис и Ко”, которое производило тканые изделия (в том числе и для обивки стен), витражи и мебель, не являлось членом ни одной из гильдий. Однако это не мешало претворять в жизнь его идеи и принципы сторонниками движения.

Становление и развитие гильдий ремёсел приводило к появлению новых направлений в оформлении дизайнерско-прикладного искусства. Так, Артур Макмердо из лондонской Гильдии века внедрил вместо растительных и анималистических элементов декора более абстрактные элементы – с добавлением мифологических мотивов.

Основателем движения "Искусства и ремёсла" был британский художник и поэт Уильям Моррис. Он одним из первых предложил единомышленникам объединиться в гильдию, где проходило обсуждение идей, а также передача опыта в производстве различных товаров – посуды, мебели, предметов домашнего интерьера.

Каждая из таких гильдий имела свой стиль и специализацию. Сам Моррис был сторонником социализма, и был уверен, что ремесленные искусства помогут изменить жизнь к лучшему как ремесленников, так и простых покупателей.

Но ирония заключалась в том, что товары, произведённые гильдиями, были в разы дороже промышленного "ширпотреба", и основными их покупателями являлись такие ненавистные крупные промышленники. Простым смертным они были не по карману.

Сейчас, при наличии удачи, достаточно зайти в клуб Вулкан 24 зеркало, и попытать счастья в надежде пополнить свой бюджет денежным выигрышем. А во времена викторианской эпохи таких способов заработать не существовало.

Самыми успешными в Великобритании гильдиями признавались пять лондонских гильдий и одна из Глазго. Каждая из них внесла свой вклад в развитие стиля "Искусств и ремёсел".

Интересным фактом является то, что основанное Моррисом предприятие "Моррис и Ко", которое производило тканые изделия (в том числе и для обивки стен), витражи и мебель, не являлось членом ни одной из гильдий. Однако это не мешало претворять в жизнь его идеи и принципы сторонниками движения.

Движение искусства и ремёсла в англии. Движение «Искусства и ремёсла»

Движение «Искусства и ремёсла» возникло в Англии в конце XIX в. Его последователи стремились возродить ремёсла и сблизить их с искусством, призывая к использованию при строительстве традиционных технологий и местных материалов. Они считали, что массовое производство обезличивает как производителя, так и покупателя, ухудшая внешний вид и качество товаров. Сторонники движения «Искусства и ремёсла» объединялись в гильдии и общества, у каждого из которых были собственный стиль и специализация. Они также полагали, что искусство и дизайн смогут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни.

Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин (1812-1851) – английский архитектор, конструктор, выдающийся представитель неоготики.

Основными участниками движения были художники, архитекторы, писатели, дизайнеры и ремесленники, которых объединяла вера в превосходство предметов ручного труда перед изделиями фабричного производства. Их произведения отличались простотой, лаконичностью исполнения, а также стремлением к органичному соединению формы, функциональности и декора.

Дом О. Пьюджина в Рамсгейте

Одним из первых, кто заметил взаимосвязь между моральным состоянием нации и упадком ремесел, был архитектор и художник-декоратор Огастес Пьюджин. Он считал, что общество можно реформировать при помощи дизайна, и отражавшая христианские ценности готика подходила в этом случае как нельзя лучше. Пьюджин разработал проект новых палат Парламента (1835—1837 гг.), а созданные им предметы и архитектурные объекты вдохновляли многих деятелей искусства, включая Уильяма Берджесса, Джона Рескина и Уильяма Морриса.

Уильям Моррис (1834—1896) был дизайнером, лектором, социалистом и сторонником национальных архитектурных традиций. Он любил говорить «Искусство для избранных Моррис считал, что при массовом производстве может получиться только низкопробный продукт. В 1861 г. он создал компанию под названием «Моррис, Маршалл. Фолкнер и Ко», которая занималась росписью обоев и тканей, отличавшихся высоким качеством и разнообразием. В 1859 г. архитектор Филипп Вебб построил в Бексли-Хисе графства Кент дом для Морриса и назвал его «Красный дом». Он представлял собой ассиметричную композицию со свободной планировкой из красного кирпича с крытыми черепицей ломаными крышами. Декором интерьера Моррис занимался сам, тщательно изготовляя обои, мебель и витражные стекла для окон.

«Красный дом». Дом У.Морриса

В развитии движения «Искусства и ремёсла» в Великобритании можно было проследить два этапа. На первом этапе, когда во главе стоял Уильям Моррис, последователи движения обращались в основном к растительным и анималистическим мотивам. Позже многие художники, в том числе Артур Макмурдо из Гильдии века, использовали абстрактный подход.

Некоторые включали в дизайн элементы движения, другие – мифологические мотивы. Керамика Уильяма де Моргана, фарфор Уолтера Крейна, металлические изделия с разноцветной эмалью архитектора и дизайнера Чарльза Эшби относились уже ко второму этапу.

В начале 1860-х гг. Моррис был увлечен строительством и оформлением Красного дома в Бексли-Хис (графство Кент) для своей семьи. Этот дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Построен по проекту Филиппа Вебба с участием самого Норриса. Здание имело нетрадиционный для того времени внешний вид: наружные кирпичные стены дома не оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой. Джон Рёскин (1819-1900) — английский теоретик искусство, художественный критик, поборник социальных реформ.

Уильям Моррис (1835—1896) — английский художник, поэт, издатель, общественный и политический деятель. Первым дизайном обоев Морриса была «Садовая решетка».

Моррис с детства внимательно наблюдал за природой и умело применял в работе принцип непрерывного роста кривой линии и методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви. Он создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей.

Эстетическое движение. Эстетизм

  • Эстети́ческое движе́ние, или эстети́зм (англ. Aestheticism, Aesthetic movement) — это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. Распространён был с конца 1860-х до середины 1890-х гг.
    Эстетизм получил наибольшее распространение в Великобритании, где часто рассматривается как локальное ответвление общих для Европы настроений декадентства («конца века»). Как и декадентство в целом, эстетизм возник в богемной среде и распространился в художническом сообществе в качестве реакции на чрезмерное морализаторство и социальный детерминизм викторианской эпохи. Его корни уходят в романтизм китсовского направления.
    В Великобритании основным идеологом эстетизма считается оксфордский профессор Уолтер Патер. Ключевыми стали его работы, опубликованные в 1867—1868 годах, в которых он утверждал, что жизнь нужно проживать, неумолимо следуя идеалу красоты. Книга Патера «Очерки по истории Ренессанса» (1873) стала настольной для очарованных искусством молодых людей викторианской эпохи. Писатели-декаденты подняли на щит французский лозунг «искусство ради искусства» (фр. l’art pour l’art), изобретение которого приписывали философу Кузену, а популяризацию — Теофилю Готье. Этот лозунг подразумевал самоценность искусства и, как следствие, отрицание морального начала в искусстве.
    Представители эстетического движения считали, что единственное назначение искусства состоит в доставлении чувственного наслаждения. Они не принимали идей Джона Рёскина и Мэтью Арнольда об «искусстве ради правды» и отрицали дидактическую функцию художественного произведения. Эстеты развили культ красоты, которую они считали основным фактором в искусстве. С точки зрения адептов эстетизма, не столько искусство отражает жизнь, сколько жизнь копирует искусство. Реальность в сравнении с искусством казалась им материалом грубым и несовершенным.
    Эстетизм — как явление элитарное и далёкое от широких слоёв общества — часто становился мишенью насмешек в популярном журнале «Панч» и в любимых обывателями водевилях (напр., комическая опера «Пейшенс» Гилберта и Салливана). Непоправимый удар по авторитету сторонников эстетизма, группировавшихся вокруг альманаха «Жёлтая книга», нанёс судебный процесс над Оскаром Уайльдом (1895), воспринятый обществом как доказательство того, что крайности эстетизма ведут к имморализму и чреваты развращением молодёжи.
    В континентальной Европе созвучные британскому эстетизму идеи развивали, среди прочих, Стефан Малларме во Франции, Стефан Георге в Германии, Габриеле д’Аннунцио в Италии, Михаил Кузмин и художники «Мира искусства» в России.

Искусство и ремесло. II. Искусство и ремесло . Смысл ремесла

|27| Первое значение слова искусство , которое следует отличать от собственно искусства, — это его атрофированное значение, в котором под искусством понимается то, что в этой книге я буду называть ремеслом. Именно таково значение слова ars на древней латыни, то же самое значит слово  по-гречески — способность достигать представляемого заранее результата посредством сознательно управляемого и направленного действия. Предпринимая первый шаг к созданию обоснованной эстетической теории, необходимо отделить понятие ремесла от понятия собственно искусства. Для того чтобы это сделать, мы снова перечислим основные характеристики ремесла.

(1) Ремесло всегда предполагает разделение между средствами и целью, причем каждое из этих понятий мыслится как нечто отличное от другого, но связанное с ним. В приближенном смысле термин средства применяется к предметам, которые используются для достижения цели, например к инструментам, машинам или горючему. Строго говоря, он применяется не к предметам, а к действиям, связанным с этими предметами — к управлению машинами, к использованию инструментов, к сжиганию горючего. Эти действия (как подразумевается в буквальном значении слова средства ) предпринимаются или совершаются для того, чтобы достичь определенной цели, а когда цель достигнута, они оставляются. Это специфическое свойство можно использовать для отличения понятия средства от двух других понятий, которые часто с ним путают — от понятия части и от понятия материала. Отношение части к целому напоминает отношение средств к цели хотя бы тем, что без части не может существовать целое; тем, что часть обретает смысл в своем отношении к целому; тем, что часть может существовать сама по себе еще до появления целого. Однако когда возникает целое, его части также продолжают существовать, в то время как по достижении цели средства прекращают свое существование. Что касается понятия материала, то к нему мы вернемся ниже, в четвертом пункте.