Милый дом

Море полезных идей для квартиры и дома

Открытии в 1903 году венских мастерских. Венская мастерская

31.10.2019 в 03:44

Открытии в 1903 году венских мастерских. Венская мастерская

Наполнение всеобщей повседневности художественно и эстетически ценными предметами являлось основной целью „Венской мастерской“ (1903-1932). Её перспективные разработки значительно повлияли на историю дизайна. В MAK - Музей прикладного искусства, Вена, а на представительной выставке демонстрируется богатое наследие предприятия.

В 1903 году архитектор Йозеф Хоффман, график и художник Коломан Мозер и венский фабрикант и меценат Фритц Ваэрндорфер основали на примере английского и шотландского движения Arts and Crafts "Венскую мастерскую". Совместное производственное объединение художников было типичным детищем рубежа столетий, времени прорыва в модернизм. Историзму с его бесчисленными имитациями стилей противопоставлялась простота, уместность и элегантность.

Синтез разных видов искусства

Идея синтеза разных видов искусства была центральным элементом Венской мастерской. Ее члены-учредители Йозеф Хоффманн и Коломан Мозер понимали под дизайном соединение искусства и ремесел в повседневной жизни. Требовалось обновить понятие искусства, основываясь на прикладном характере производства и ремесленной добротности. По этому принципу "Венская мастерская" изготавливала высококачественные изделия , с тем, чтобы облагородить все сферы повседневного спроса: мебель, предметы интерьера, фарфоровые изделия, стекло, украшения и модные изделия.

Производственные цеха "Венской мастерской", производившие различные товары, располагались в 7-м округе по адресу Нойштифтгассе 32-34. Во времена расцвета магазины мастерской имелись не только в Вене, но и в Нью-Йорке, Берлине и Цюрихе. Спроектированные Йозефом Хоффманом санаторий Пуркерсдорф под Веной и дворец Стокле в Брюсселе оформлялись исключительно Венской мастерской. Тем не менее, предприятию за почти 30 лет своего существования (1903-1932) приходилось постоянно бороться с финансовыми трудностями. Наконец, из-за мирового экономического кризиса обеднел важнейший слой покупателей, венская буржуазия. В 1926 году ситуация выровнялась, но в 1932 году предприятие „Венская мастерская" было окончательно ликвидировано.

Архив Венской мастерской в музее прикладного искусства MAK

MAK- Музей прикладного искусства, Вена сегодня является владельцем архива Венской мастерской. Этот архив завещал музею в 1955 году его последний владелец: 16.000 эскизных проектов, 20.000 образцов ткани, плакаты, эскизы почтовых открыток, модельные книги, фотоальбомы и деловая корреспонденция. Кроме того, в MAK хранится богатая коллекция изделий „Венской мастерской" всех художественных периодов, в том числе самое большое собрание предметов мебели, изделий и чертежей Йозефа Хоффмана. Часть этих экспонатов можно будет увидеть в музее MAK в рамках музейной экспозиции Вена 1900, знакомящей посетителей с обширным творческим наследием предприятия.

Музей Леопольда тоже имеет в своей коллекции произведения представителей Венской мастерской и демонстрирует работы из металла и предметы мебели Йозефа Хоффманна и Коломана Мозера, а также некоторые объекты Отто Вагнера.

MAK – Музей прикладного искусства, Вена

      • Запасной вход
        • Без ступенек
      • Имеется лифт
        • Дальнейшая информация
          • Нахождение с собакой-поводырем разрешено
          • Туалет для инвалидов с безбарьерным входом.

      Сецессион журнал. Что такое сецессион

      В переводе с латинского языка secession означает «отделение» или «обособление». Так назывались группы прогрессивных художников, которые решили отойти от академизма. Уже в середине XIX века в творческих кругах Вены вырос интерес к вопросам пути развития искусства. Велись активные дискуссии и споры о вышедших в это время сочинениях немецкого архитектора Готфрида Земпера «Наука, промышленность и искусство» (1852) и «Практическая эстетика» (1860) и труда Анри ван де Велде «Очищение искусства» (1894). Создание в Германии в 1892 году Берлинского сецессиона, а также выход в свет мюнхенских тематических журналов по вопросам нового искусства подтолкнули и австрийских художников к организации своего творческого объединения. Оно появилось в 1897 году и называлось «Объединение художников Австрии», или V.B.K.O .

      Открытии в 1903 году венских мастерских. Венская мастерская

      Для продвижения своих идей участники сецессиона уже через год начали выпускать журнал «Весна священная» (лат. Ver Sacrum ). На страницах журнала они призывали не блуждать в «тумане неясных мечтаний», но идти прямо «посреди жизни». Журнал имел необычную форму, почти квадрат, а в работе над ним принимали участие и Климт, и Ольбрих, и Хоффман. Просуществовало издание всего пять лет, до 1903 года.

      Чтобы художники могли проводить свои новаторские выставки в пространстве, которое соответствовало бы их идеям, Йозеф Мария Ольбрих взялся спроектировать Дом сецессиона — выставочный павильон, который функционирует и сегодня.

      Венский сецессион

      Открытии в 1903 году венских мастерских. Венская мастерская 01

      Выставочный зал Венского сецессиона — Дом сецессиона

      История

      Венский сецессион основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом , Альфредом Роллером , Коломаном Мозером , Йозефом Хоффманом , Йозефом Марией Ольбрихом , Максом Курцвайлем , Эрнстом Штёром , Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм . Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы .

      Открытии в 1903 году венских мастерских. Венская мастерская 02

      Густав Климт . Афиша первой выставки Сецессиона 1898 года

      В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера , на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле ( Wienzeile ) недалеко от площади Карлсплац ( Karlsplatz ) и рынка Нашмаркт ( Naschmarkt ) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют « Сецессионом ». Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Здание на площади Карлплац стало постоянным местом проведения выставок группы. Над главным входом находится надпись со словами художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе — своё искусство, искусству — своя свобода», которые выражали настроение высших слоев общества Вены конца века, к тому времени четвёртому по величине европейскому городу.

      Первая выставка Венского сецессиона состоялась в 1898 году .

      К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты . Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену . Выставка была организована Йозефом Хоффманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера , которую окружали « Бетховенский фриз » Климта.

      С 1898 года в целях более широкого распространения своих идей группа издавала свой собственный журнал Ver Sacrum (с  лат.  —  «весна священная»). Хотя ранние работы Сецессиона оставались главным образом в рамках стиля ар нуво ( модерн ), после Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвященной декоративному искусству, творчество группы становится более прямолинейным. На этой выставке были представлены инсталляции Чарльза Ренни Макинтоша , Чарльза Роберта Эшби , Анри Ван де Велде . Построенный Йозефом Хоффманом санаторий (1904—1906 гг.) с его безжалостной геометрией, которая была повторена в специально разработанном для этого проекта черно-белом кубическом кресле Коломана Мозера, являл пример сецессионного стиля начала XX века и приближал приход геометрической абстракции модернизма.

      В 1903 году Хоффман и Мозер основали Венские мастерские ( Wiener Werkstätte ) — производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла.

      14 июня 1905 года из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул Венский сецессион вместе с некоторыми другими художниками (например, Карлом Моллем ).

      С 1919-го по 1920 год председателем группы был Франц Месснер. Хотя со Сецессионом часто связывают представление об ар нуво , его поздняя деятельность находилась под влиянием раннего функционализма .

      Сецессион воздействовал на искусство стран, входивших до ноября 1918 в состав Австро-Венгрии, в частности, Хорватии , Чехии , Польши , западного региона Украины , особенно Львова .

      Другие художники Сецессиона

      • Рихард Герстль
      • Губерт Гесснер
      • Оскар Кокошка
      • Бронция Коллер-Пинель
      • Карл Молль
      • Фелициан Мирбах
      • Максимиллиан Пирнер
      • Йоже Плечник
      • Тереза Рис
      • Альфред Роллер
      • Макс Фабиани
      • Карл Медиз
      • Эдмунд фон Хельмер
      • Эгон Шиле
      • Эмма Лёвенштамм
      • Мальва Шалек
      • Отмар Шимковиц

      Галерея

        Густав Климт . Фриз Бетховена . Настенная картина в Доме сецессиона 1902

        Густав Климт . Фриз Бетховена . Настенная картина в Доме сецессиона 1902

      Литература

        Ссылки

        • Официальный сайт Венского Сецессиона .Проверено 8 февраля 2018.
        • Ver sacrum: Mittheilungen der Vereinigung Bildender Künstler Österreichs   (нем.) . Universitätsbibliothek Heidelberg (1.1898 - 6.1903).Проверено 8 февраля 2018.

      Дворца стокле в брюсселе. Назовите фамилию архитектора дворца стокле в брюсселе

      1 / 5

      2 / 5

      Мозаика Густава Климта из дворца Стокле в Брюсселе. 1905–1911 годы Wikimedia Commons

      3 / 5

      Мозаика Густава Климта из дворца Стокле в Брюсселе. 1905–1911 годы Wikimedia Commons

      4 / 5

      Мозаика Густава Климта из дворца Стокле в Брюсселе. 1905–1911 годы Wikimedia Commons

      5 / 5

      Открытка, надписанная Густавом Климтом, с изображением интерьера столовой дворца Стокле. 1914 год Wikimedia Commons

      Дома в стиле ар-нуво, или модерн, многие отличают по фасадам, с которых гроздьями свисают саламандры, водоросли и женские головы, комнатам с живописными панно в полстены, потолкам из тисненой кожи, цветным стеклам в абажурах и окнах, а также общему ощущению безумия. Но ар-нуво бывало и другим: например, в Вене, где лучшие архитекторы и художники начала XX века объединились в выставочное общество «Сецессион», делали журнал «Ver Sacrum» («Весна священная») и проектировали предметы интерьера под брендом Wiener Werkstätte («Венские мастерские»). Самым известным худож­ником «Сецессиона» был Густав Климт, а самым важным архитекто­ром — Йозеф Хоффман, один из основателей «Венских мастерских». Предметы и мебель, которые они делали, не укладываются ни в какие схемы эволюции стилей. Придуманные ими орнаменты очень условны, иногда чисто геометри­ческие — по контрасту с каноническими орнаментами ар-нуво, срисо­ванными из ботанических атласов. Также просты формы посуды и мебели.

      По иронии судьбы лучший образец этого стиля находится вовсе не в Вене, а в Брюсселе. Банкир Адольф Стокле заказал Хоффману роскошный дом — его даже называли не особняком (hôtel), а дворцом (palais). Он и снаружи выглядит как гигантская драгоценность: весь в хрупкой мраморной кожуре с тонкими резными бордюрами по углам (это ощущение ювелирной хрупкости живо на­поминает о византийских интерьерах). Внутри — драгоценная мебель «Венских мастерских», цветные мраморы и мозаики Климта.

      Партнер рубрики

      Мещерский лес

      Одна из примет «Мещерского леса» — центральный бульвар. Широкий пешеходный бульвар проходит по всему жилому комплексу и связывает в одно стилистическое и архитектурное целое дома, игровые и спортивные площадки, детские сады, школы и центральный сквер. С бульвара можно будет свернуть прямо в огромный Мещерский парк — для этого предусмотрен специальный переход под железной дорогой. Проект благоустройства «Мещерского леса» разработан совместно с британским бюро Gillespies.