Милый дом

Море полезных идей для квартиры и дома

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош

10.10.2023 в 21:32
Содержание
  1. Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош
  2. Ар-деко. В Риге примеры стиля ар-деко приходится собирать по крупицам, но они есть — нужно только всмотреться. В чистом виде мы этот стиль не найдем, но его элементы увидеть сможем. Свою «этническую» версию ар-деко предложил Ансис Цирулис, провозгласив на языке дизайна идеи нового государства, сообщает программа Латвийского радио 4 «100 символов культуры». 
  3. Ар-нуво в графическом дизайне. 15 самых популярных стиля графического дизайна
  4. Стиль ар-нуво в интерьере. Стиль арт-нуво в интерьере: главные преимущества, примеры для вдохновения
  5. Ар-нуво архитектура. Архитектура и интерьеры

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош

Прогресс типографской техники приводит к ускорению процесса

печати, снижению цен на печатную продукцию, и, как результат, к мощному

развитию графического дизайна и рекламы. Например, в 1814 году в

типографии лондонской газеты «Таймс» был установлен цилиндрический

печатный пресс, что позволило делать 2000 оттисков в час. Благодаря этому

себестоимость газет кардинально понизилась. Увеличение числа печатных

изданий и количества продаваемых экземпляров детерминировало рост

грамотности населения. И наоборот, возросшая грамотность стимулировала

спрос на печатные издания.

Общеизвестно, что конец XIX века – это время стиля модерн, который

характеризуется стремлением максимально эстетизировать предметную

среду. Романтическое декорирование повседневных вещей, тонкие изящные

линии, природные формы, вычурность, эротизация, цветовые нюансы,

литературные и исторические реминисценции, глобальность эстетического

проекта, когда художник является архитектором, декоратором и дизайнером

одновременно – основные черты данного стиля. Модерн – время зарождения

дизайна как социальной практики, естественно, ярко проявился в рекламе

конца XIX – начала XX века. Главная черта рекламы модерна - повышенная

изобразительность, стремление «втянуть» зрителя в пространство рисунка,

максимальная эстетичность, часто не соответствующая степени эстетичности

рекламируемого товара. Так, реклама пива или стирального порошка в конце

XIX века может быть так же красива, как реклама духов или шоколада.

Помимо этого, графические решения модерна имеют следующие общие

черты: локальность и выразительность цветовых пятен, как правило, тонких

и сложных по цвету, использование характерных для модерна линий «удар

бича», динамическое равновесие, порыв, вертикальность. Реклама модерна –

это в основном плакаты, иногда – упаковка.

Наиболее часто встречающийся рекламный образ периода модерна –

женщина, как правило, представленная эротически и романтически. Вне

зависимости от рекламируемого товара, его может символизировать

женщина. Реклама модерна предпочитает использовать знаки-символы.

Символичность рекламы обусловлена символичностью искусства модерна,

которая, в свою очередь, является ответом на некий общественный настрой,

связанный с декадансом и ощущением конца века и смены эпох.

Назовем наиболее выдающихся мастеров рекламного плаката эпохи

модерна. Это Пьер Боннар (1867-1947, Франция), Эжен Грассе (1845-1917,

франция), Чарльз Макинтош (1868-1928, Шотландия), Альфонс Муха (1860-

1939, Франция), Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901, Франция), Жюль Шере

(1836-1932, Франция)

Чарльз Макинтош, более известный как глава дизайнерской школы в

Глазго, создатель знаменитых стульев и прорезиненного плаща, рисовал

рекламные плакаты с четкими вертикальными линиями, в принципе

характерными для шотландского модерна.

Британский дизайн эпохи ар нуво

Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании

У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош.

Прогресс типографской техники приводит к ускорению процесса печати, снижению цен на печатную продукцию, и, как результат, к мощному развитию графического дизайна и рекламы. Например, в 1814 году в типографии лондонской газеты «Таймс» был установлен цилиндрический печатный пресс, что позволило делать 2000 оттисков в час. Благодаря этому себестоимость газет кардинально понизилась. Увеличение числа печатных изданий и количества продаваемых экземпляров детерминировало рост грамотности населения. И наоборот, возросшая грамотность стимулировала спрос на печатные издания.

Общеизвестно, что конец XIX века – это время стиля модерн, который характеризуется стремлением максимально эстетизировать предметную среду. Романтическое декорирование повседневных вещей, тонкие изящные линии, природные формы, вычурность, эротизация, цветовые нюансы, литературные и исторические реминисценции, глобальность эстетического проекта, когда художник является архитектором, декоратором и дизайнером одновременно – основные черты данного стиля.

Модерн – время зарождения дизайна как социальной практики, естественно, ярко проявился в рекламе конца XIX – начала XX века. Главная черта рекламы модерна - повышенная изобразительность, стремление «втянуть» зрителя в пространство рисунка, максимальная эстетичность, часто не соответствующая степени эстетичности рекламируемого товара.

Так, реклама пива или стирального порошка в конце XIX – начале XX века характеризуется избыточной эстетизацией, стремлением создать иллюзию роскоши, комфорта, уюта. В рекламе модерна преобладает эстетизация, а не функциональность. Реклама становится средством самовыражения, а не средством продажи.

В Великобритании, в частности, в Лондоне, в это время возникли такие дизайнеры, как У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош, которые создавали дизайны, которые сочетали функциональность и эстетизацию. Их работы характеризовались изящными линиями, романтическим декорированием, использованием природных форм и материалов.

Таким образом, эпоха ар нуво в Великобритании была временем зарождения дизайна как социальной практики, когда дизайнеры пытались создать продукты, которые не только функциональны, но и эстетически привлекательны.

Ар-деко. В Риге примеры стиля ар-деко приходится собирать по крупицам, но они есть — нужно только всмотреться. В чистом виде мы этот стиль не найдем, но его элементы увидеть сможем. Свою «этническую» версию ар-деко предложил Ансис Цирулис, провозгласив на языке дизайна идеи нового государства, сообщает программа Латвийского радио 4 «100 символов культуры». 

Язык форм ар-деко использовался в архитектуре наряду с другими стилями вплоть до Второй мировой войны. Но в первую очередь ар-деко в Латвии проявил себя в декоративно-прикладном искусстве, в дизайне вещей и интерьеров.

История современных стилей в архитектуре началась с югендстиля (он же модерн или ар-нуво). Ему на смену пришел стиль ар-деко — культурный феномен в Европе межвоенного периода. Зданий в этом стиле в Риге не так много — гордость нашей столицы все же югендстиль, но в период между мировыми войнами стиль ар-деко оказал влияние на все сферы жизни, начиная с архитектуры и кончая мельчайшими предметами быта, флаконами для духов, пылесосами и, конечно, мебелью.

В начале XX века эстетические взгляды менялись очень быстро.

Развитие югендстиля началось с эклектически декоративного модерна с избыточными орнаментальными украшениями. Именно он привлекает внимание туристов в Риге и считается визитной карточкой города. Национальный романтизм и вертикальный, рациональный модерн не так бросаются в глаза и интересны разве что знатокам архитектуры. Ар-деко и вовсе обойден вниманием и тех, и других. А ведь именно этот стиль пришел на смену национальному романтизму, который критиковали за архаичность и романтизацию прошлого и упрекали в отсутствии современного духа.

Пионерами ар-деко в архитектуре Риги могут быть названы два архитектора: Павил Дрейманис и Давид Зариньш.

В Риге кроме здания телефонной централи в стилистике ар-деко выполнен жилой комплекс на ул. Аусекля, 3. И это единственная псевдо египетская цитата в архитектуре Риги. Школа в Болдерае на Миглас, 9 — это еще один образчик ар-деко в рижской архитектуре.

Революцией в архитектуре стал Рижский Центральный рынок — образец новой промышленной архитектуры. Элементами ар-деко Павил Дрейманис добавил красоты этим ангарным строениям.

Ар-деко со своей изысканностью возник как ответ на технократическую, машинную философию Ле Корбюзье и других сторонников баухауса, которые предпочитали полное отсутствие элементов декора.

Свое название стиль ар-деко получил только в 1966 году, но возник он на стыке противоречий в ахитектуре еще в 1908 году. Время его расцвета приходится на период между двух войн: между 1925 и 1935 годами. Множество шедевров ар-деко было создано в США, но этот архитектурный стиль не обошел стороной и Латвию. Правда, появился он здесь с опозданием — в середине 30-х годов, когда в мире начался уже его закат. Его влияние чувствуется и в годы сталинского режима, до середины 50-х годов.

В Риге такие архитектурные творения приходится собирать по крупицам, но они есть — нужно только всмотреться. В чистом виде мы ар-деко не найдем, но его элементы увидеть сможем. Язык форм ар-деко использовался в архитектуре наряду с другими стилями вплоть до Второй мировой войны.

Но в первую очередь ар-деко проявил себя в декоративно-прикладном искусстве, в дизайне вещей и интерьеров. Для этого стиля характерны выразительность формы, цвет и дизайн, подчиненный эргономике, а не украшения.

Свою «этническую» версию ар деко предложил Ансис Цирулис – график, художник и мастер прикладного искусства, носитель «латышской идентичности». Почерпнув опыт и идеи в Париже, он разработал интерьер для зала аккредитации послов в Рижском замке и реализовал проект в 1926-1929 г., провозгласив на языке дизайна идеи нового государства.

Цирулис проектировал и много других мебельных наборов для общественных и жилых помещений. В Национальном Музее истории Латвии хранится высококачественная местная мебель 1930-х годов для гостиной: софа и два кресла — типичные примеры дизайна ар-деко того времени, а также сервант с исключительной ореховой облицовкой. В отделке мебели применялись и новейшие материалы — нержавеющая сталь, хромированные детали, в фурнитуре использовались полимерные материалы (искусственный янтарь, например).

Дизайн радиоприемников Адольфа Ирбите, продукции ВЭФа — это тоже дизайн ар-деко, отмеченный Гран-при на Всемирных выставках в Брюсселе и Париже в 1936-37 годах. Но и в деревянной архитектуре Риге можно обнаружить элементы ар-деко.

Стиль ар-деко в архитектуре Латвии еще ждет своего изучения. Одну из попыток обобщения примеров этого стиля в городской среде предлагает выставка фотографий Ромвальда Салцевича, знакомящая рижан со стилистикой ар-деко на примерах рижских зданий.

Подробнее об истории стиля ар-деко в Латвии слушайте в подкасте выпуска программы .

Ар-нуво в графическом дизайне. 15 самых популярных стиля графического дизайна

Ниже перечислены 15 наиболее популярных стилей графического дизайна

Арт-нуво

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош

Ар-нуво - это стиль архитектуры, декоративного искусства и графического дизайна, который получил широкое распространение в Западной Европе и США в конце XIX века - в основном с 1890 по 1920-е годы. Он представлен сложными линейными узорами и плавными изгибами, основанными на природных формах и земной цветовой палитре.

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 01

Среди других его ключевых характеристик - четко очерченные плоские иллюстрации и нарисованные от руки шрифты, из-за чего многие путают его со стилем ар-деко, хотя между ними есть четкое различие. Арт-нуво обладает смелыми нарисованными от руки и естественными линиями и формами, что придает ему причудливый, романтический и высокотехничный вид.

Характерные черты

  • Замысловатый стиль, нарисованный от руки.
  • Иллюстративный и цветной.
  • Смелые, тяжелые контуры.
  • Использование естественной цветовой и тональной палитры.
  • Часто изображает женские образы.
  • Использование естественных форм.

Арт-деко

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 02

Арт-деко - это стиль изобразительного искусства, архитектуры и графического дизайна, преимущественно использовавшийся во время Первой мировой войны как символ роскоши, богатства и изысканности. Название "ар-деко" произошло от парижской выставки 1925 года под названием "Международная выставка декоративного и современного искусства и промышленности", на которой впервые были представлены произведения этого стиля.

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 03

В нем есть сильные вертикальные линии со смелыми изгибами и заглавным шрифтом. В нем также используются аэродинамические формы, египетские зигзаги, насыщенные контрастные цвета, линии движения и геометрическая обработка узоров и поверхностей. Стили ар-деко используют иллюстрации и графические изображения повседневных предметов, их можно встретить на старых плакатах автомобильных выставок, комиксах, киноафишах и обложках книг.

Характерные черты

  • Смелые геометрические формы.
  • Высокая контрастность цветов.
  • Использование вертикальных и пдиагональных линий.
  • Использует солнечные лучи
  • Шрифт с заглавной буквы
  • Плоское изображение (с точки зрения глубины)

Викторианский стиль

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 04

Викторианская эпоха в Великобритании - это период правления королевы Виктории, который длился с 1837 по 1901 год и считался временем сильной морали и религиозных убеждений. Известно, что викторианцы любили сложные и витиеватые предметы, что сильно повлияло на их отношение к моде, архитектуре, мебели, интерьерам, типографике и коммерческому искусству.

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 05

Викторианский стиль возник под влиянием ностальгии по предметам прошлого и отличается большим количеством симметрии в планировке и дизайне. В этом стиле дизайна в основном использовались внешние декоративные бордюры, драматические образы и сложная типографика. По сути, викторианская эпоха была очень популярна для имитации и воспроизведения многих стилей в одном произведении, включая готику и рококо.

Искусство и ремесла

Стиль "Искусство и ремесла" возник из международного движения в области декоративного и изобразительного искусства, которое зародилось в Великобритании, затем распространилось в Европе и Северной Америке в период с 1880 по 1910 год, а в 1920-х годах появилось в Японии. Искусство и ремесла были по сути антииндустриальными и в основном выступали за экономические и социальные реформы.

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 06

Прежде чем его сменили модерн и ар-деко, он оказал сильное влияние на искусство в большинстве стран Европы. Он представлял традиционное мастерство с использованием простых форм и часто отличался романтическим, средневековым или народным стилем оформления с активным использованием текстур и иллюстрированных инициалов.

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 07

Ранний Модерн

Ранний модернизм - это ранний период модернизма, когда художники и дизайнеры отошли от традиционных стилей дизайна, чтобы создать новый стиль, который повлияет на всех художников и дизайнеров во всем мире. Художники и дизайнеры раннего модерна считались новыми или экспериментальными за то, что они изменили представление других людей об искусстве и дизайне.

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 08

Стиль ар-нуво в интерьере. Стиль арт-нуво в интерьере: главные преимущества, примеры для вдохновения

Преимущества стиля арт-нуво, отличия от дизайнерского направления арт-деко. Правила оформления интерьера в стиле арт-нуво, полезные рекомендации для создания дизайн-проекта. Выбор мебели, отделки и декора для интерьера арт-нуво.

          Тенденция к лаконичности и сдержанности, характерная для скандинавского стиля, уступает место более нестандартным и выразительным направлениям. Постепенно популярность набирает стиль арт-нуво. Рассмотрим особенности данного дизайнерского направления и главные преимущества.

          Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 09

          Описание стиля арт-нуво

          В переводе название стиля означает «новое искусство». Направление возникло в начале 1880 годов и было востребовано до начала Первой мировой войны. Примечательно, что некоторые эксперты не признают самостоятельность данного направления, а рассматривают его как отдельное течение в модерне. В некоторых странах этот стиль носит название «либерти».

          Характерные черты стиля

          Выразительные черты арт-нуво делают этот стиль узнаваемым. Перепутать его с другими стилями довольно сложно.

          Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 10

          Стиль арт-нуво в интерьере

          Плавные изгибы и изящные линии

          В интерьере присутствуют округлые линии, напоминающие волны. Их можно увидеть в декоративных деталях, мебели, архитектуре и интерьере. Изгибы являются визитной карточкой данного стиля. Благодаря таким линиям и очертаниям арт-нуво невозможно перепутать с другими направлениями.

          Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 11

          Для стиля арт-нуво характерны изящные линии и изгибы

          Приглушенная природная палитра цветов

          Приглушенные цвета позволяют создать уютное пространство, способствующее расслаблению. Атмосфера максимально приближена к природе, это позволяет ощутить спокойствие и отвлечься от забот.

          Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 12

          Интерьеры арт-нуво оформляются в природных оттенках

          В основе оформления интерьеров лежит нейтральная палитра природных тонов. Востребованы коричневые, бежевые, сдержанно-зеленые и пыльно-розовые тона.

          Исключение составляют эклектичные смешения с другими стилями, предполагающие применение более насыщенных оттенков естественной природной палитры.

          Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 13

          В интерьере используются коричневые цвета

          Растительные и цветочные узоры, изящные фигуры, романтичные сюжеты преобладают в декоре интерьеров арт-нуво.

          В интерьере арт-нуво применяется удобная планировка и четкое зонирование. Также наблюдается отказ от резких контрастов.

          Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 14

          Цветочные рисунки на шторах и постельном белье

          Изделия ручной работы

          В данном стиле хорошо буду смотреться предметы, изготовленные вручную. Живопись, витражные композиции, кованые изделия относят к самым характерным признакам арт-нуво. В список можно включить резьбу по дереву и мозаичные панно.

          Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 15

          В интерьере можно использовать яркую и оригинальную мебель

          Натуральные материалы

          Цвет стиля арт-нуво ориентируется на близость к природе. Именно поэтому в данном дизайнерском направлении в отделке применяются натуральные материалы. Необходимо отказаться от явной имитации материалов, которая нарушит целостность дизайна.

          Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 16

            Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 17

Ар-нуво архитектура. Архитектура и интерьеры

Архитектура ар-нуво невероятным образом соединяла архитекторов и ремесленников. Использование железа, которое изначально применялось для строительства железнодорожных вокзалов, обеспечило архитекторов прочными и относительно легкими конструкциями в традиционной архитектуре. Легкое использование металла в обработке, а так же ковке и текучести для создания растительных орнаментов имело огромное значение для архитекторов ар нуво. Знаменитая Эйфелева башня – яркое тому подтверждение.

Металлические конструкции часто были закрыты декоративным материалом (кирпичом и штукатуркой), но некоторые несущие или другие элементы металла иногда выставляли напоказ, украшая металлическим декором. Архитекторы продумывали не только архитектуру и фасады, но и проектировали интерьеры. Стилистика модерна предполагает общие принципы, поэтому конструкциям часто придавали форму растений. Колонны обвивали кованные металлические ветви с листьями и побегами, лестницы имели радиусный вид или скругленную форму ступеней, а перила и балконные ограждения напоминали вьющиеся растения. Текучий природный рисунок перекликался с объемными барельефами на стене, росписью фасадов или мозаичным рисунком пола. Все это создавало ощущение живости и движения.

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 18

Дом Тасселя, созданный архитектором Виктором Орта – главная достопримечательность стиля ар-нуво. Каждая деталь начиная от внешнего убранства и заканчивая внутренним оформлением – здесь все выполнено в стиле модерн. Возможности стиля ар-нуво, представленные в доме Тасселя, были приняты с воодушевлением и начали поступать новые заказы. Интерьеры ар-нуво с их открытыми пространствами и большими окнами были настоящим открытием по сравнению с душными вычурными комнатами викторианской эпохи. Особое впечатление производили светильники, свисающие с потолка будто вьющиеся растения. Внимание к деталям было настолько велико, что даже в мебели и на дверных замках повторялись те же плавно изогнутые линии.

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 19

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 20

Британский дизайн эпохи ар нуво. Графический дизайн эпохи ар нуво в Великобритании. У. Моррис, О. Бердслей, Ч.Р. Макинтош 21

Многие дома стилистики ар-нуво сейчас стали музеями, достопримечательностями и народным достоянием. А наиболее известными архитекторами стиля модерн стали Гектор Гимар, Виктор Орта, Шарль Плюме, Чарльз Ренни Макинтош, Вагнер Ольбрих,ЙозевХоффман, иАнтонио Гауди.

Наземные конструкции входной группы, крыш и арок парижского метро, спроектированные архитектором Гектором Гимаром, произвели фурор среди общественности, что местные даже называли ар-нуво «стилем метро». Все станции были абсолютно разными, но с общими узнаваемыми объемами. Декор имел причудливо изогнутые линии, где прямую часть можно было отыскать с трудом. Даже само название «метрополитен» было выполнено в традиционной для ар-нуво графике.